Путеводитель по профессиям. Преимущества профессии гида

Мы часто мечтаем о железобетонном сегментировании вакансий в диджитал . Хорошо бы никто не путал трафик-менеджера с CPA-менеджером, не выдвигал бы требования к веб-аналитику, как к интернет-маркетологу.

Но требования и задачи к вакансиям меняются от одной компании к другой. Хорошо, что есть характерные черты и особенности, которые можно выделить, если внимательно присмотреться к миру IT. Сегодня речь пойдет о вакансиях перфоманс-маркетинга.

Performance-маркетинг (с англ. «эффективный, результативный») нацелен на результат и повышение продаж. Он обеспечивает прозрачность в отношении потраченного бюджета и фактическими продажами. Оплата происходит только при выполнении пользователем целевого действия: например, когда он совершает покупку.

Речь идет не о контентных, продуктовых и дизайнерских позициях. Хотя контент тоже генерирует лиды, и существует inbound-маркетинг, который через статьи и емейл-рассылки становится перфоманс-инструментом.

Интернет-маркетолог

Специалист, который занимается онлайн-маркетингом. Его задача - продвижение компании в сети. На нем лежит ответственность за привлечение клиентов (лидов), бренд компании, уровень продаж, ретеншн (удержание пользователей) и так далее.

Не существует двух похожих вакансий интернет-маркетолога - это специалист на все руки. Вы можете заниматься медийной рекламой, поисковым маркетингом (SEM) и оптимизацией (SEO), продвижением в социальных сетях, созданием и посевом вирусов, емейл-маркетингом (рассылками). Еще этот специалист знает, что такое RTB, КМС, РСЯ.

Типичные задачи:

  • Разработка стратегии продвижения компании.
  • Проведение рекламных кампаний (контекст, медийная реклама, таргетинг, тизерные сети), их оптимизация и оценка эффективности.
  • SEO-аудит и оптимизация.
  • Размещение контента в блогосфере, социальных сетях, мессенджерах.
  • Емейл-маркетинг.
  • Поддержка и продвижение сайта компании.
  • Мониторинг посещаемости сайта, реализация действий по увеличению трафика (A/B тестирование, Google Analytics, Яндекс.Метрика).
  • Конкурентный анализ.
  • Разработка технических заданий для подрядчиков: дизайнеров/программистов.

Типичные требования:

  • Опыт разработки оценки эффективности маркетинговых кампаний.
  • Знание аналитических инструментов: Google Analytics, Яндекс.Метрики, систем колл-трекинга.
  • Отличное знание принципов поисковой оптимизации.
  • Владение инструментами продвижения в соц.сетях.
  • Понимание и умение рассчитывать основные показатели эффективности онлайн-маркетинга: CTR, CPA, CPC, CPS, ROI и т. д.
  • Наличие опыта менеджмента внешних агентств и подрядчиков.
  • Отличные знания MS Office (Power Point, Excel).
  • Опыт работы с CRM-системой.

User Acquisition Manager
Менеджер по привлечению новых пользователей

Вакансия на российском рынке появилась лет пять назад, но до сих пор пугает и руководителей, и кандидатов своим названием. Но, на самом деле, это менеджер, который отвечает за привлечение новых пользователей. Он думает, где достать целевую аудиторию, чтобы трафик конвертировался в продажи. Чем эффективнее, тем круче специалист.

Задачи:

  • Составление и реализация стратегии лидогенерации.
  • Работа с SEM, paid social, баннерами, тизерами и т. д.
  • Постоянный поиск и тестирование новых источников трафика.
  • Тестирование лендингов, месседжей, сегментов.

Требования:

  • Опыт работы с Яндекс.Директ, Google AdWords, официальной рекламой Фейсбука, ВКонтакте, myTarget, баннерными и тизерными сетями, Programmatic Buying (автоматическая закупка медийной рекламы) и т.д.
  • Понимание принципов SEO-продвижения.
  • Продвинутый уровень в онлайн-аналитике: Google Analytics, GTM, Яндекс.Метрика с подробными настройками воронок и целей, анализ конверсий, каналов и когорт, utm-метками для сбора статистики, коллтрекинг.
  • Опыт массового тестирования каналов онлайн-маркетинга.
  • Хорошее знание Excel.

Traffic manager
Трафик-менеджер

Это специалист, который отвечает за привлечение трафика или лидов, заявок, пользователей. Иногда вакансия со схожими характеристиками может называться PPC-менеджер (Pay-Per-Click- Оплата-За-Клик). Его цель - найти целевого посетителя.

Задачи:

  • Эффективная закупка всех видов трафика (арбитраж) в рамках рекламных кампаний.
  • Работа с основными источниками веб-трафика: MyTarget, Фейсбук и Инстаграм, тизерные сети, ВКонтакте и Одноклассники, баннерные сети, Google AdWords и Яндекс.Директ.
  • Анализ покупаемого трафика, повышение CTR и конверсии, сдача отчетности.
  • Создание рекламных материалов.
  • Работа с бюджетами.

Требования:

  • Опыт эффективной лидогенерации.
  • Опыт арбитража трафика обязателен.
  • Опыт работы с CPA-сетями или рекламными сетями и понимание специфики рынка.
  • Опыт работы с основными системами аналитики и статистики.
  • Опыт работы с DoubleClick.

SEM-менеджер
Менеджер по планированию и размещению контекстной рекламы

Search Engine Marketing - поисковый маркетинг. Специалист занимается продвижением сайта посредством контекстной рекламы.

Задачи:

  • Контроль и ведение кампаний в Яндекс.Директ и Google AdWords.
  • Отслеживание эффективности рекламных кампаний, настройка целей.
  • Аналитика рекламных кампаний, постклика, рекомендаций.
  • Составление медиапланов и отчетов по рекламным кампаниям.
  • Ремаркетинг и ретаргетинг кампании.

Требования:

  • Опыт работы с контекстными системами Яндекс.Директ, Google AdWords. Наличие сертификатов приветствуется.
  • Знание систем веб-аналитики: Google Analytics, Яндекс.Метрики, Openstat, Omniture.

SEO-специалист

Он должен заниматься проверкой и улучшением стратегии работы с поисковыми запросами. Уметь разрабатывать стратегию с нуля. Ещё необходимо улучшать показатели всех страниц. SEO-специалист должен знать инструменты: Moz, Google Webmaster Tools или Яндекс.Вебмастер.

Задачи:

  • Участвовать в создании качественного и релевантного контента для сайта.
  • Следить за статистикой и улучшать показатели перехода на сайт по поисковым запросам и устанавливать цели, основываясь на данных о трафике и конверсиях.
  • Следить за последними трендами SEO и главных поисковых систем.
  • Работа над семантическим ядром: сбор и ежегодное обновление (знание Key Collector).

Требования:

  • Отличное знание работы поисковых систем и факторов оптимизации, изменений основных алгоритмов.
  • Опыт работы с программами веб-аналитики и обработки поисковых запросов.
  • Опыт SEO-анализа и оптимизации, основанных на данных.
  • Устная и письменная грамотность.

Таргетолог
Специалист по таргетированной рекламе

Он занимается настройкой таргетированной рекламы в социальных сетях. Если они ошибутся, то чайлд-фри будут предлагать подгузники, а заядлым холостякам - свадебные фраки. Они умеют сегментировать аудиторию по полу, возрасту, месту жительства, интересам, семейному положению, рабочей должности в социальных сетях.

Задачи:

  • Создание и ведение рекламных кампаний.
  • A/B тестирование объявлений/аудиторий.
  • Анализ кампаний конкурентов и разработка стратегий противодействия их действиям.
  • Снижение CPC (цены клика), CPA, CPA, повышения ROI и KPI.

Требования:

  • Аналитический ум.
  • Самостоятельное ведение кампаний в myTarget и HiConversion.
  • Понимание работы алгоритмов и технологий таргетированной рекламы.
  • Опыт работы с системами: Plarin, Церебро, Publer или похожими по функционалу.
  • Умение анализировать и строить гипотезы, используя Google Analytics и Яндекс.Метрику.
  • Знание Excel для создания сводных таблиц для работы с данными.
  • Навыки написания продающих текстов (могут запросить).
  • Навык работы с графическими редакторами (могут запросить).

CPA-менеджер
Менеджер по развитию партнерской сети

CPA (от англ. Cost-Per-Action - оплата за действие) - это описание ситуации, когда рекламодатель платит за совершенное пользователем действие. CPA-менеджер - это специалист, работающий с рекламодателями, он знает, где их найти и как подключить в CPA-сеть. Отвечает за предложение трафика.

Обязанности:

  • Подключение рекламодателей.
  • Развитие оферов.
  • Практические знания и навыки в привлечении «платного» трафика.
  • Опыт подключения и быстрого наращивания объемов в CPA-сетях.

Требования:

  • Понимание принципов работы CPA-сетей и арбитража.
  • Успешные кейсы по работе с оферами и веб-мастерами.
  • Опыт анализа трафика и выявления фрода.

Affiliate-менеджер
Менеджер партнерского продвижения

Партнёрские программы представляют собой договор между владельцем какого-либо сайта и партнёром. Партнер привлекает посетителей на сайт, а владелец оплачивает работу по заранее установленным тарифам. А affiliate-менеджер занимается развитием и продвижением партнерской программы и отвечает за спрос трафика.

Задачи:

  • Развитие собственной и сторонних (Admitad, CityAds и пр.) реферальных партнерских сетей с оплатой за действие (revenue share, CPA, CPL).
  • Проведение стимулирующих акций и кросс-промокампаний на сайте, в том числе в сотрудничестве с партнерами.
  • Подключение к программам лояльности (Mnogo.ru, Малина и пр.) и активная работа с аудиторией (регулярные промокампании).

Требования:

  • Самостоятельный поиск новых партнеров.
  • Сильные аналитические навыки и умение работать с электронными таблицами.
  • В опыте есть успешные кейсы кросс-кампаний и кампаний по активной работе с аудиторией.
  • Не бояться терминов CPC, CPM, CPI, CPS, eCPC, eCPM, CR, CTR.

Если речь идет про удаленную работу или в небольшой компании, то функции affiliate и CPA-менеджера может исполнять один человек. Нескольких специалистов могут держать CPA-сети.

Веб-аналитик

Из-за того, что перед кандидатом будут стоять исключительно аналитические задачи, образ мышления очень важен. Веб-аналитик занимается сбором и анализом информации о сайте, социальных сетях и пользователях. На основе данных он выдвигает предложения по оптимизации ресурсов. С его помощью можно повысить количество лидов, упростить форму заказа товара в интернет-магазине, увеличить посещаемость сайта, скорректировать поведение пользователей.

Требования:

  • Умение работать с большими объемами данных.
  • Понимание принципов интернет-маркетинга и поведения пользователей в интернете.
  • Глубокие знания инструментов веб-аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика), настройка событий, сегментов, кастомных отчетов.
  • Опыт использования GTM, BiqQuery.
  • Знание SQL.
  • Экспертный уровень владения Excel (логические и текстовые функции, сводные таблицы).

Обязанности:

  • Проведение сплит-тестов: от разработки гипотез до реализации. По результатам формирование рекомендаций для улучшения рекламных креативов и лендингов.
  • Анализ эффективности рекламных кампаний с точки зрения: охвата, post-view, post-click, мультиканальной модели атрибуции продаж и пересечений этих сегментов.
  • Формирование рекомендаций по оптимизации затрат.
  • Наглядно представлять информацию о показателях бизнеса.
  • Обеспечение поддержки качества данных.
  • Формирование рекомендаций по повышению эффективности рекламных каналов в диджитал и качества входящего трафика.
  • Оптимизировать процессы привлечения клиента от выбора рекламной площадки на этапе составления медиаплана до момента совершения клиентом первых транзакций.
  • Формирование и визуализация отчетов.
  • Разметка ссылок для рекламных кампаний.
  • Анализ поведения пользователей (юзабилити).

Mobile-маркетолог
Мобильный маркетолог

Продвижение мобильного приложения отличается от продвижения сайта или сервиса, поэтому на помощь компаниям приходит мобильный маркетолог, который сможет вывести приложение в топ-10 в Apple Store или Google Play.

Обязанности:

  • Продвижение мобильного приложения.
  • Запуск рекламных кампаний в Google AdWords, Фейсбуке, CPI-сетях.
  • Прокачка мотивированных установок.
  • Вывод приложения в топ.
  • Аналитика AppsFlyer, Flurry, Google Analytics.
  • Взаимодействие с разработчиками и дизайнерами: работа над улучшением приложения.
  • Отслеживание KPI и оптимизация кампаний.
  • Планирование, отчетность.

Требования:

  • Релевантный опыт работы (продвижения мобильных приложений) от трех лет.
  • Опыт выведения приложений в топ.
  • Веб-аналитика.
  • Опыт работы с Google Analytics.

Интересный факт. Профессия affiliate-менеджера возникла более семи лет назад, но до сих пор не все диджитал-специалисты о ней знают (или понимают, что она из себя представляет). Это притом, что рынок диджитал ежегодно обогащается новыми вакансиями. Поэтому нужно непрерывно обучаться, чтобы не отставать. Будьте всегда наготове, не сопротивляйтесь новому, пристально изучайте рынок, проходите курсы, ходите на конференции и бомбардируйте экспертов вопросами. Диджитал даёт отличный шанс молодым специалистам развиваться, не имея профильного высшего образования. Вам понадобятся: любознательность, готовность вручную тестировать инструменты интернет-маркетинга и нетворкинг с потенциальными работодателями в социальных сетях.

Отправляясь на отдых в незнакомую страну, каждый из нас хочет получить от путешествия как можно больше положительных эмоций. Поэтому многие предпочитают доверить свое знакомство с достопримечательностями профессиональному гиду, который не только расскажет об истории и культуре аборигенов, но и покажет наиболее значимые места, поможет в трудных ситуациях и даст несколько ценных советов о том, как себя вести и чего следует избегать.

Отправляясь на отдых в незнакомую страну, каждому из нас хочется получить от путешествия как можно больше положительных эмоций и впечатлений. Поэтому кто-то перед поездкой внимательно изучает всю доступную информацию о выбранной стране и самостоятельно планирует экскурсионные маршруты, а кто-то предпочитает доверить свое знакомство с достопримечательностями профессиональному гиду, который не только расскажет об истории и культуре аборигенов, но и покажет наиболее значимые места, поможет в трудных ситуациях и даст несколько ценных советов о том, как себя вести и чего следует избегать.

Как Вы уже, наверное, поняли, в данной статье речь пойдет о профессии гида , представителей которой можно смело назвать "ангелами-хранителями" незадачливых туристов, которые умудряются "заблудиться в трех соснах" и попасть в самые нелепые ситуации "на ровном месте".

Кто такой гид?


Гид - специалист, который сопровождает туриста (или группу туристов) на экскурсиях, в походах, автомобильных турах и т.д, и знакомит его с местными достопримечательностями, особенностями культуры и традиций. Достаточно часто на гида также возлагается обязанность по организации досуга.

Название профессии произошло от французского guide (вожак, проводник), что практически полностью отображает сущность работы гида. Когда появились первые гиды достоверно неизвестно, однако существует предположение, что потребность в них возникла одновременно с возможностью совершать путешествия на длительные расстояния. Известно, что к услугам коронованных особых, совершавших заграничные поездки, всегда предоставлялись поданные встречающей стороны, которые не только знакомили высокопоставленных гостей с местными достопримечательностями, но и оказывали им любую посильную помощь.

Со временем и в результате развития туризма, появилась необходимость в профессиональных гидах, вследствие чего и появилась эта профессия. Сегодня профессия гида включает в себя несколько узких специализаций, среди которых особой востребованностью пользуются гид-переводчик, гид-экскурсовод и гид-натуралист.

В обязанности современного гида входит: встреча туристов по прибытии, организация экскурсионных туров, сопровождение во время экскурсий или прогулок, знакомство с особенностями местной культуры и обычаев, обеспечение безопасности туристов и т.д. То есть, для туристической группы гид становится настоящим вожаком, от которого во многом зависит общее впечатление от поездки и места отдыха.

Каким личностными качествами должен обладать гид?


Не сложно догадаться, что поскольку работа гида предполагает общение с большим количеством людей, представитель этой профессии обязательно должен быть не просто коммуникабельным, а очень интересным собеседником, способным увлечь слушателей своими рассказами и донести до них ценную информацию. Кроме того, гид должен обладать такими личностными качествами, как:

  • артистизм;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • уравновешенность;
  • хорошая память;
  • эрудированность;
  • доброжелательность;
  • тактичность;
  • терпеливость;
  • находчивость;
  • внятная и грамотная речь.

Поскольку во время работы гиду приходится сталкиваться с самыми разными людьми, не лишним будет знание основ психологии и умение нейтрализовать любой конфликт. Если же говорить о требованиях к физической подготовке гида, то представитель этой профессии должен быть выносливым и не уставать во время длительных пеших прогулок. Пригодится гиду и отменное чувство юмора, которое поможет ему всегда находиться в хорошем расположении духа, независимо от возникших трудностей и сложностей. Ну и самое главное, гид должен любить не только свою работу, но и ту местность, с которой он знакомит туристов.

Преимущества профессии гида

Говоря о преимуществах профессии гида , прежде всего необходимо отметить отсутствие рутинности в работе. В отличие от смежной специализации экскурсовода, где специалисту иногда приходится из года в год проводить одну и ту же экскурсию, гид сам составляет маршрут, в который туристы нередко вносят свои изменения. Также к преимуществам этой профессии можно отнести:

  • общение и знакомство с большим количеством людей;
  • возможность практики иностранных языков с носителями языка;
  • достойный уровень оплаты труда;
  • возможность много путешествовать и открывать новые туристические направления;
  • работа на свежем воздухе;
  • большие перспективы для развития собственного туристического бизнеса.

Недостатки профессии гида


Недостатков у профессии гида не меньше, чем преимуществ. Чего только стоит необходимость работать в любое время суток и при любой погоде. К этой профессии как нельзя лучше подходит хорошо известная поговорка "волка ноги кормят", так как зарплата напрямую зависит от количества и качества проведенных туров: вышел на работу - получил оплату, не вышел - не получил. Не стоит забывать и о том, что гид:

  • очень часто остается без завтрака или обеда (пока туристы обедают, гиду зачастую приходится или решать организационные вопросы, или искать отставших от группы туристов);
  • должен с улыбкой отвечать на любые вопросы туристов, даже если они, по его мнению, глупые и нетактичные (то есть, нельзя демонстрировать плохое настроение и раздражительность);
  • отвечает за безопасность туристов, которые, кстати, не всегда отличаются благоразумием и дисциплинированностью;
  • практически целый день что-то говорит и рассказывает, а это очень большая нагрузка на голосовые связки.

Где можно получить профессию гида?

Для того чтобы стать гидом совсем не обязательно получать специальное образование. Достаточно закончить специальные курсы, сдать экзамен на профпригодность, и можно приступать к работе. Практика показала, что знаний и навыков, полученных на курсах, вполне хватает на первое время. Дальнейшая карьера и, что немаловажно, уровень зарплаты гида целиком и полностью зависят от его способности к самосовершенствованию и стремления постоянно повышать свою квалификацию.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

путеводитель по профессиям в стихах


Пыть-Ях

Прекрасных профессий на свете не счесть.
Прекрасных профессий

На свете не счесть,

И каждой профессии –

Слава и честь!
И каждому делу,

И каждой работе,

На каждой бахче,

И на каждом заводе,

И в поле, и в море,

И в небе – по праву

Высокая честь

И народная слава!
А всё начинается

В школе за партой,

У классной доски

И над контурной картой,
С нелёгкой задачки,

С домашних заданий –

К вершинам труда

И отважных дерзаний!
Сегодня ты школьник,

А завтра – рабочий,

Колхозник, учёный,

Моряк или зодчий.
Для каждого

Нужное дело найдётся,

Кто с детства всерьёз

За работу берётся.
Прекрасных профессий

на свете не счесть,

И каждой профессии –

Слава и честь!
Твоё призвание.
Строитель нам построит дом,

И мы в нём дружно заживём.
Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьёт портной.
Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечёт в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастёшь

И дело по душе найдёшь!

Актёр
Ты в театре бывал?

Ты актёров видал?

Вот это актёр,

а с книжкой спешит суфлёр.

Через несколько минут

поднимется занавес и начнут!..

Вот выходит богатырь молодой

в кольчуге золотой.

«Где огненный дракон? –

спрашивает он. –

Я рассеку его

на две доли,

как стручок фасоли!»

Архитектор
Чтобы дом жилой построить

Или новый детский сад,

На бумаге архитектор

План рисует и фасад.
Всё начертит, посчитает

И покажет, что и как,

Сколько комнат, где какая?

Где подвал, а где чердак?
Ничего не позабыл он,

Всё продумал и решил.

Чтоб жильцам удобно было,

Чтобы дом красивым был.

Архитектор
Архитектор рисует дома,

На листочках рисует,

Как школьник,

Под рукой у него треугольник

И мудреннейших книжек

Чертит двери он, окна, трубу,

Над столом замирает подолгу,

Выбирает судьбу

Дому, детскому саду, посёлку.

Чтобы в окна не дула зима,

Чтобы каждому солнца хватало,

Над листами, колдуя устало,

Архитектор рисует

Не из облака строится дом,

Он бывает –

Кирпичный и блочный,

И должно быть рассчитано в нём

До самой трубы водосточной.

Сколько весит, как будет стоять,

И куда будет дверь открываться,

Будет школа вот здесь –

Значит, тут не должно быть проезжей дороги,

Всем известно, что мамы в тревоге

Возвращения школьников ждут.

Здесь в хоккей будут дети играть,

Здесь у дома оставим аллейку,

А вот здесь нарисуем скамейку,

Чтоб старушки могли отдыхать.

Поднимая этаж на этаж,

Архитектор не знает безделья,

Сколько радости, сколько веселья

Дарит людям его карандаш!

Архитектору низкий поклон

От любого, кто сед или молод,

Честь и слава ему – это он
Сад растит под названием город!

Вдоль кварталов, аллей, площадей

Он с улыбкой шагает с работы,

По плечу ему труд и заботы,

Он доволен судьбою своей.

В окнах светится солнечный свет,

В небо краны нацелены смело,

Для того, кто влюблён в своё дело,

На земле большей радости нет!

Библиотекарям
Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные,

В книгах – всеведущи, в жизни – застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков библиотекари.

Кажетесь вы мне красивыми самыми,

Залы читален мне видятся храмами.

Кто мы без вас?

Заплутавшие в замети

Люди без завтра и люди без памяти.

Бизнесмен
Бизнесмен – предприниматель

Отличается от всех.

Он всегда найдёт занятье,

Что должно нести успех.

Если что кому - то нужно,

Но никак нельзя достать,

Бизнесмен завод построит,

Будет это выпускать.
Или купит и доставит,

И откроет магазин.

Бизнесменов нужно много,

Он не справится один.

Если будут бизнесмены

Населенью помогать,

Все мы, словно, несомненно,

Будем жить и поживать.

Бухгалтер

Есть бухгалтер в ресторане,

И на фабрике, и в бане,

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход –

Ничего не пропадёт!
Бухгалтер

Если ты считаешь верно,

То бухгалтером, наверно,

Очень просто сможешь стать.
Ведь бухгалтер, он считает

Все доходы и расход

И зарплату начисляет

Он работникам весь год.

Не начислит он зарплату –

Значит дома денег нет.

Значит, мне уже не купят

Новенький велосипед.
Очень всем нужна зарплата.

Всюду деньги любят счёт.

Всем бухгалтерам, ребята,

Уваженье и почёт.

Врач
Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь –

Ведь тебе поможет врач!

Доктор
Доктор вырвать успел

Человека у смерти.

Побледнел, постарел

И пришёл на рассвете.
Телефонный звонок –

И опять он в дороге.

Он шагнул за порог,

Как солдат по тревоге.
Примелькались пути,

Перепутий обрывки,

Носит он на груди

За раненье нашивки.

Все дороги пургой

Скроет белая замять:

Знает адрес любой

Он в районе на память.
Он врачует сердца,

Добрым словом приветит.

Как родного отца,

Каждый доктора встретит.
Из–под хмурых бровей

Смотрит доктор районный.

О работе своей

Говорит, как влюблённый.
Телефонный звонок –

И опять он в дороге.

Он шагнул за порог,

Как солдат по тревоге.

Водитель
Вот огромный грузовик!

Я водить его привык,

Грузы я вожу на нём,

Если строят новый дом.
Всем машинам он машина –

Настоящая махина!

Возит кирпичи, песок

Он бы гору сдвинусь, мог!
Целый день мы с ним вдвоём,

Я – в кабине за рулём.

Он послушный, как живой,

Словно он товарищ мой.
Тихо музыку включу

И баранку закручу,

Дождь ли хлещет, снег идет,

Едем, едем мы вперёд!

В детском саду
Нас в саду встречали лаской,

Добротою и теплом,

Вечером читали сказки.

Детский сад – наш добрый дом!
Приучали нас к порядку,

К красоте и чистоте,

Ранним утром на зарядку

Дружно мы вставали все.
Здесь всему нас научали –

Мы особенно любили

Новогодние деньки:

Ёлочка сверкала ярко,

Мы водили хоровод,

Дед Мороз дарил подарки

Каждому под Новый год.
Нас кормили повара,

Нас лечили доктора,

И мы очень нежно любим

Воспитателей своих

Вспоминать мы долго будем

Лица ласковые их!

Никогда мы не забудем

Детский садик наш родной,

Приходить к нам в гости будем

Мы и летом, и зимой!


Журналист
Если где случилось что–то,

Он об этом должен знать.

Написать, добавить фото

И в газету отослать.
Знаем мы в своей квартире,

Что и где случилось в мире,

Потому, что знает это

Раньше всех его газета.

Полететь за новостями

Может он на край земли,

Для того, что бы мы с вами

Эти новости прочли.
Про тайфун, про наводненье,

Кто в футболе чемпион,

Про рекорд, землетрясенье

Раньше всех напишет он.


Мой папа – капитан
Папа знает всё на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан,

Ведь мой папа – капитан!
Мы достанем карту мира,

Станем вместе изучать.

Вот – высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.
Это – южная Анапа,

Это северный Ямал.

Обо всём расскажет папа

Он ведь всюду побывал!
Подросту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Капитан
Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной

Я – отважный капитан,

Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся –

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.
Я намечу курс на страны,

Где растут в ветвях бананы,

Прячут в скалах сундуки.
И объездив чудо–страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник – герой –

К маме я вернусь домой.

Композитор
Ноты композитору

Служат, как слова.

Нотами записанная

Музыка - жива.

Значит этой музыкой

И через столетья

Будут восхищаться

Взрослые и дети.
Я свои мелодии

Сочинять хочу.

Стану композитором

И ноты изучу.

Я тебе сыграю, я тебе спою

Самую любимую песенку свою.
Кондуктор
Мы зашли в автобус с мамой,

Полон разных он людей:

Тётя в голубой панаме

Дядя в шляпе рядом с ней.
Быстро наш автобус мчится,

И стоит в нём шум и гам,

Каждый спорит, кипятится,

Достается и бокам.
Всех в толкучке этой тесной

Невозможно примерить.

Вдруг мы слышим: «Вы проезд свой

Не забыли оплатить?!»
То – кондуктор, она билеты

Пассажирам продаёт,

И направо, и налево

Им советы раздаёт.
- Уступили бы старушке

Своё место, гражданин.

Проходите-ка, девчушки.
Мальчик, ты здесь не один.
Пропусти детей к окошку,

Ведь они ещё малы.

И не стойте на подножке,

Чтобы не было беды!
И автобус устыдился

Суматохи вдруг своей,

Даже мягче, покатился,

Каждый стал чуть–чуть добрей.
Дети и старушки сели,

Вежливости все полны,

А усы на самом деле

Оказались не страшны.
Дядя в шляпе почему–то

Тоже смотрит веселей.

Ай, да молодец кондуктор –

Оказалась всех главней!
Если спросят: «Кем ты будешь?» -

Твёрдо я смогу сказать,

Что кондуктором, конечно,

Только им хотела б стать!

Кузнец
Гремели молоты – тяжеловесы!

Не кузня –

Жаром прокаленный

Кузнец ковал

Упрямое железо,

Как будто бы выковывал

Характер.

И дело шло

Сноровисто и споро,

А рядом вечность

Длилась, длилась, длилась…

И в ней кузнец –

Крутым огнеупором,

И сердце из–под фартука

Дымилось.
Лудильщик
Стишок про лудильщика, парня весёлого,

Он плавит свинец и блестящее олово.

Он варит лекарства в походной аптеке

Больной сковородке, кастрюле – калеке.
Он чайник исправит – и чайник здоров.

Он врач сковородок, профессор котлов.

Он лечит кофейнику носик и донце,

И старый кофейник сверкает, как солнце.
Больница его на камнях мостовой,

И солнце горит над его головой.


Буду мамой
«Кем ты будешь, Настенька,

Когда взрослой станешь?»

«Мамой буду, мамочка,

Ты ведь это знаешь»
«Но это не профессия,

Мама – это мама».
«Вот и буду мамой я».

Дочь твердит упрямо.
«Я не стану на работу

Каждый день ходить,

Буду мультики смотреть

И детей растить».

Менеджер
Фирмой менеджер управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он даёт

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперёд,

Приносила прибыль им.


Метеоролог
Если скоро снег пойдёт,

Если будет гололёд.

Обо всём метеоролог

Точно знает наперёд.

И прогноз погоды нужен

Каждый день в жару и стужу,

Выходя из дома знать, нам надо,

Что же ждать: дождя иль града?
На любой такой вопрос

Даст ответ его прогноз.

Ежедневно с нетерпеньем

Ждём его мы сообщенья.

Прямо с самого утра,

Ну, когда же, ну когда?

Он по радио нам точно скажет:

«Будет целый день жара!»

Парикмахер
Стали волосы как грива,

Видно стричь пришла пора…

В парикмахерской красиво,

Много света, зеркала…

Мне на кресло указали,

Не успел сказать я: «Ой!»

Засверкали, залетали

Ножницы над головой.
Я пришёл сюда лохматый,

Как нестриженый баран.

А ушёл я – аккуратный

И красивый мальчуган.

«Парикмахерскую нашу

Никогда не забывай –

Так сказал мне мастер Саша, -

Приходи, не зарастай».

В парикмахерской
Привели подстричь ребёнка –

До чего ж оброс мальчишка!

Ножницы возьмём, гребёнку –

Раз – два – три – готова стрижка.

Мальчугана не узнать,

Можно в садик отправлять!

Писатель
С книжками мы все дружны:

И ты, и я – читаем.

И, конечно, знаем мы,

Что пишут их писатель.
Писателем не просто стать,

Как и музыкантом –

Непременно обладать

Надо тут талантом.
Как в профессии любой,

Здесь свои секреты:

В книге действует герой

Строго по сюжету.
Сочиняет свой сюжет

Выдумке предела нет –

Лишь бы интересней.
Он Незнайку на Луну,

Словно маг, отправит,

И волшебную страну

Полюбить заставит.
Из неё приходят к нам:

Винни-Пух, Мальвина,

Айболит, Гиппопотам,

Храбрый Чиполлино.
Здесь за письменным столом,

Место их рожденья,

Оживают под пером

Все их приключенья.
Вот дописана строка,

И готова книжка…

Прочтут её наверняка

Девчонки и мальчишки!

Писатель
Он не спит допоздна,

Сидит за столом у окна,

думает, сочиняет

зачеркнёт и вновь начинает…

Вот сказка, где умные мышки

читают мышиные книжки,

другая о том, как горилла

смогла победить крокодила

и как возвели удальцы – молодцы

в двенадцати городах дворцы!

Повар
Повар – мастер щей, борщей

И рагу из овощей.

Вкусный сварит он бульон,

Торт испечь сумеет он,

Торт украсит шоколадом,

Кремом и цукатами.

Мы красавцу – торту рады,

Съедим его с ребятами.

Профессия повара
Знают повара секреты

Приготовленья вкусных блюд.

Спасибо скажем им за это –

Быть поваром – не лёгкий труд!

Повара
Земля ещё и потому щедра,

что в мире существуют

Благословенны их простые судьбы.

будто помыслы –

Профессия у них

добра, по сути.

Злой человек

не встанет у плиты.

что древнее всяких библий

крутые глыбы кулинарных книг…

Зазывный запах –

терпкий и обильный–

на улице,

как музыка, возник…

Пыхтят в духовке

блюда – недотроги.

И флотский борщ

волнуется впотьмах.

И расцветает блин

на сковородке.

И смачно пузырится

бешбармак.

Зелёный перец

затевает с мясом

в серебряном дыму.

Наука сочетается с шаманством

и торжествует

вопреки всему!

Свершается!

Сейчас бы грянуть

А повар –

белоснежная гора –

среди больших кастрюль

стоит, как маршал,

и говорит решительно:

Он всё сказал вам.

Он не ждёт награды.

Во взгляде –

вопрошающий озноб…

И странный отблеск

театральной рампы

вдруг заполняет кухню до основ.

Пускай твердят про вечность
летописцы,

пусть трагик воспевает

пыль эпох.

Ведь если где–то существует бог,

его я вижу

у плиты великой –

распаренного,

с черпаком в руке.

С загадочною,

доброю улыбкой.

И – непременно –

в белом колпаке.
Мы – пожарные
На машине ярко – красной

Мчимся мы вперёд.

Труд тяжёлый и опасный

Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительный сирены

Может оглушить,

Будем и водой, и пеной

Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день, и ночь!

Пожарник
Мне очень пожарник нравится

Когда всё кругом в огне –

По лестницё он взбирается,

Карабкается по стене.
Когда он с огнём сражается,

Проходит сквозь дым, поверь,

Сама перед ним открывается

Любая закрытая дверь.
В руках его огнетушитель,

В руках у него брандспойт,

Сейчас он водой, смотрите,

С огня его спесь собьёт!
В народе паника, ужас…

Кругом, какой – то кошмар!

Пожарник придёт и тут же

Погасит любой пожар.
Конечно, пожар не праздник,

Беда, загорелся дом…

Так нравится мне пожарник,

Что я на пожар – бегом!
Пронзительный вой сирены,

И дыма столб до небес,

Огнём охвачены стены…

А где же пожарник? Здесь!
В машине большой и красной

Как ветер примчал, успел…

Пожарником быть опасно,

Но я бы им стать хотел

Новое платье
Любит Аллочка наряды –

Новым платьям очень рада!

Просит бабушку свою: -

Сшей мне платьице из шёлка

С длинной пышною оборкой!

Ну, конечно же, сошью!

Ведь портнихой я была.

Нитки, ножницы, игла –

Вот мой главный инструмент.

Всё сошьёт в один момент!

Шёлк красив, с отливом синим,

Тонкий и блестящий он

Мерку мы сначала снимем,

Вместе выберем фасон.

Стол клеёнкою покроем

И тогда займёмся кроем.

Всё мы сделаем по мерке,

Приготовимся к примерке.

После платьице примерим,

Хорошо ль сидит, проверим.

Швы сошьём мы на машинке,

Будет внучка как с картинки!

Почтальон
Его мы встречаем,

Как гостя желанного,

Самого важного

И долгожданного.

Открытка для Паши,

Письмо для Наташи,

Журнал по вязанью

Для бабушки нашей.

Для папы и мамы

По свежей газете,

Нам почту принёс

Почтальон на рассвете.

А мы разобрали её

Что кому,

И дружно «Спасибо!»

Сказали ему.

Продавец
Продавец – молодец!

Он товары продаёт –

Молоко, сметану, мёд

А другой – морковь, томаты,

Выбор у него богатый!
Третий продаёт сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвёртый - стол и шкаф

Стулья, вешалки для шляп.

Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Всё, что просим, продадут.

Это их привычный труд!
Продавец
В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец

Он продаст кефир старушке,

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке,

И ватрушку толстяку.

Удочку для дяди Пети,

А для тёти Веры – брошь.

Так всегда любезно встретит –

Без покупки не уйдёшь.

В шубу вас зимой оденет,

Летом в шорты, сарафан,

Зонтик в мокрый день осенний

От дождя предложит вам.

И удобней вашим ножкам

Обувь быстро подберёт.

Математику он знает.

Ну, конечно же, на «пять».

Делит, множит, вычитает,

Чтобы сдачу верно дать.

Не отходит от прилавка

В стужу, дождь и летний зной,

Шум вокруг него и давка –

Тяжело ему порой.

Покупатели толпою

Целый день к нему идут.

Нужен всем - да, да, не скрою-

Продавца нелегкий труд.

Продавец
Все мы ходим в магазины.

В магазинах продавцы

Продают нам апельсины,

Кофе, чай и леденцы.
Вот профессия такая.

И не зря, в конце концов,

Наши девочки играют

В магазин и продавцов.
И картошку, и морковку,

Свеклу, лук и огурцы.

Быстро, вежливо и ловко

Вам отпустят продавцы.


Сапожник
Молоточком тук – тук – тук!

Целый день под этой стук

Всех сапожник удивляет

Мастерством умелых рук.
Нет у мастера заминки.

Снова всех он обувает

Из–под добрых этих рук

Только слышно: «Тук – тук – тук»!

Всё – из ничего
- Ты, столяр, не молчи.

Волшебству

Что ж, послушай! Всё вокруг

Вот из этих вышло рук.

Стул – чтоб можно было сесть,

Стол – чтоб можно было есть,

Рама для картины,

Шкаф посудный,

Пол, четыре табуретки,

Дом скворца на этой ветке

И дубовая кровать.

Тут столяр тряхнул усами:

Мол, на «ты» я с чудесами.

Если есть хороший лес,

Можно сделать сто чудес!

В каждой кисти спит картина,

В каждой чурке – Буратино,

В каждой ёлке – книжный шкаф.

Мастер, ты, конечно, прав!

Нужно только не лениться,

Всем наукам обучиться,

Потрудиться, приналечь,

Чтоб из дерева извлечь
Стул – чтоб можно было сесть,

Стол – чтоб можно было есть,

Карандаш,

Садовую скамейку,

Окна – чтобы в них смотреть,

И дутар – чтоб песни петь,

Дверь, дощечки для паркетов

И пятьсот других предметов!

Если стану я учиться,

Чудо может получиться.

Вдруг, из ничего!!!

Так легко добыть его.

Нужен лишь простой рубанок,

Молоток, пила, фуганок,

Нож стальной для резки планок,

Гвозди, клещи, клей, сверло.

И, конечно, ремесло!
Ремесло
Стамеска, доски, молоток,

рубанок да пила…

Мой брат великий стал знаток

по чести ремесла.

Он деревянный ткёт узор,

и в каждом завитке

узорных линий –

отчий взор,

доверенный доске.

Над домом высится конёк,

голубки над окном…

Всё это просто.

Кто б не мог

украсить сельский дом?

Но есть в узорах и душа.

Нащупав как бы нить,

она стремится,

не спеша,

себя соединить
с землёй, с пространством,

с далью той,

которой нет конца,

где за последнею чертой

витает взгляд отца.

Мы – строители
Мы вдвоём с Алёшей

Построим дом хороший.

Пусть у нас не кирпичи,

Закалённые в печи,

А много кубиков цветных –

Дом построим мы из них!

Экскаватор есть у нас.

Кран подъёмный. А КамАЗ

Кубиков подвозит ящик,

Как на стройке настоящей.

Кубик к кубику кладём,

Быстро подрастает дом.

С ярко – красной крышей

Дом красивым вышел.

Будем, как родители,

Мы с тобой строители!

Мы строим
Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить

Тренер
Спортсмены возникают,

вырастая из тренера,

как ветви из ствола…

Час грянул!

Чемпион – на пьедестале!

А тренеру –

негромкая хвала.

К нему подходят,

руку жмут до хруста:

«А твой–то, твой!»

«Спортсменище!»

головой кивает грустно.

Как будто потерял –

не приобрёл.

Как будто помогал ему Всевышний.

Как будто не исполнилась мечта.

И кажется обыденной,

привычной

невиданная эта

Его питомец замер,

задыхаясь,

в сиянье золоченого венца.

Вновь тренеру –

терпя и чертыхаясь –

вести по жизни нового мальца.

Вновь чувствовать,

что в молодость вернулся.

Шептать неулыбающимся ртом:

«Ты выиграешь

Только не волнуйся!»

что под рукою –

Художник
Вот это художник.

Он кистью и красками

пишет картины.

Он ставит треножник,

на картинах

и люди, и море,

и с овощами корзины!

Работает он.

Не правда ли,

здесь в мастерской

у художника чудно?

Попробуй и ты рисовать,

но стать художником

Учитель
Но школьные годы бегут и бегут.

Как миг ваша юность промчится.

К учителю ваши детишки придут.

Всё в жизни опять повторится.

Шофёр, модельер, испытатель и кок

Все в школе когда–то учились.

И так же спешили они на урок,

И так же контрольных страшились.
Он учит решать нас любые задачи.

Терпенья и знанья его велики.

Хороший учитель – большая удача,

Всю жизнь его помнят ученики.

Геолог, строитель, актёр, педагог-

Все в школе когда–то учились.

И так же спешили они на урок,

И также контрольных страшились.

Фермер
Расскажу я вам, ребята,

Фермер – кто это такой.

Он растит для нас томаты

Весь в трудах он день-деньской!

Распевают звонко птицы,

Шелестит листва берёз,

Сеет фермер рожь, пшеницу,

И гречиху, и овёс.

Он растит в широком поле

Много разных овощей –

От капусты до фасоли

Для салатов и борщей.

Удобряет и сажает –

Ведь землица любит пот!

Фермер зеленью снабжает

Нас с тобою круглый год.

Вот закончился, ребята

О профессиях рассказ.

Выберете вы когда–то

Подходящую для вас.

Но не будем торопиться,

Можно только помечтать.

Надо много всем учиться,

Чтоб специалистом стать.

Чтоб потом гордились вами,

Вашей хваткой трудовой,

Чтобы были мастерами

Вы в профессии любой!

О труде
Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем, - нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.


Чем пахнут ремёсла?
У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской –

Стружкою пахнет

И свежей доской.
Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.
Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего

Маслом машинным.
Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате –

Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.
Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.
Сколько не душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Профессия
Нет профессий ни простых, ни сложных,

Выбирают их, как имена.

Полюбить из них любую можно,

А тебя полюбит ли она?
Вот хотя бы с простенькой поковки

По эскизу сделать молоток.

Вроде б сила есть,

Да нет сноровки –
Поломаешь голову, браток.

Попотеешь даже и устанешь,

Без привычки это тяжело:

То напильник слушаться не станет,
То сломаешь, как на грех, сверло.

То размер возьмёт да и обманет:

Запорол. А натворил на грош.

Взял бы брак, унёс его в кармане,
Да вот стыд в кармане унесёшь?..

В деле всё доступно всё возможно:

Подковать блоху,

Отлить слова.

Полюбить профессию не сложно.

Вот тебя полюбит ли она?

Материал подготовила библиотекарь МОУ СОШ №5

Шиховцева Ольга Агафоновна

Кем стать после детства

Путеводитель по профессиям, том первый

Андрей Александрович Ремизов

© Андрей Александрович Ремизов, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Раздел первый. Как выбрать профессию

Как дела? Скоро «абитура»? Ну-ну, не обижайся на такое сокращение: я же от души с тобой общаюсь. А слово это и поныне живёт и здравствует, и уже не только среди студентов, которые с высоты своего нового статуса так называют разом всех, кто ещё только поступает. Но ведь похоже звучит и слово «профессура», не правда ли? Так что приободрись. К тому же у тебя ещё немало времени до этого самого периода, когда бывший школьник становится абитуриентом.

Детство кончится, но не сразу

Ты ещё вдоволь начатишься со своими старыми друзьями, натусуешься на школьных и просто приятельских вечеринках с одноклассниками и просто друзьями юности. Словом, безмятежным детством ещё успеешь насладиться.

Не спорь! Детство ваше – по-прежнему безмятежное. Детство – вообще самая безмятежная пора в жизни человека, даже когда война и разруха, даже в плохом детдоме. Да-да! Многие детдомовцы, про жизнь которых в детстве со стороны ничего хорошего не скажешь, покинув (наконец-то!) этот «мятежный» дом, часто и не знают, как дальше жизнь. И не потому, что «на воле» объективно ещё хуже. А потому что жить «на воле» надо самостоятельно, своей головой, рассчитывая только на себя. Потому что детство – закончилось.

Кстати, поступив учиться в колледж или институт, многие счастливые студенты не сразу начинают понимать, что детство уже ушло. Имеется в виду именно в том самом, «безмятежном», смысле. Понятное дело, из-за этого начинаются проблемы со сдачей зачётов и экзаменов и не только они.

То есть не только чисто ученические проблемы возникают в студенческие годы, а потом тянутся за счастливыми (?) обладателями вожделенных «корочек» по жизни. И одной из самых острых причин того, что эти проблемы вообще возникают (острых, потому что способны, как говорится, порезать без ножа) является та, которая, увы, далеко не всеми осознаётся, но без боли от этого не решается. Эта причина называется ошибкой выбора. Профессии в первую очередь.

Кстати, знаете, что на самом деле означает слово «абитуриент»? В переводе с латыни – это тот, кто должен уйти. А точнее, «кого должны уйти». Вот откуда выразительное русское слово «вытурить». Улыбнулись?

Между прочим, в царской России этим словом называли выпускников гимназий и лицеев. Интересно, что строгие начальники нередко в сердцах кричали на нерадивых и неумелых работников что-то типа «абитуриент вы, а не мастер своего дела». И если такая характеристика работнику давалась несколько раз в течение, скажем, месяца работы, то человек начинал понимать, что его поставили в число кандидатов на вылет (то есть на вытуривание).

Между прочим, психологически это очень тяжело – считать себя дипломированным специалистом, которого вытуривают с работы за «ненадлежащее исполнение обязанностей», а точнее – потому что у вас не получается, и руководство вынуждено срочно искать замену «вашей кандидатуре». И тут возникает вопрос «а почему не получается?».

Да, конечно, бывает, что не получается-то как раз у начальника (работодателя, заказчика и т.д.). То есть они оказываются не в состоянии воспользоваться работой приглашённого специалиста или не могут поставить перед ним профессиональную задачу, не способны организовать его труд, но признаться в этом не хотят и свою некомпетентность сваливают на приглашённого ими же специалиста.

Сейчас, кстати, такое сплошь рядом. Мы же в России традиционно каждый умнее каждого – никому не доверяем и считаем, что у нас повсюду не те, за кого себя выдают. Слышали, небось, такую фразу – «знаем мы, как вы зачёты в институте сдавали»? Или «знаем мы, как у нас в институты поступают». Не слышали? Не расстраивайтесь – ещё услышите.

Но уж если у нас не стесняются такое говорить хорошо подготовленному и любящему свою профессию специалисту, то действительно «плавающего» обладателя диплома и вовсе не пощадят – выскажут ему напрямую всё, что о нём думают.

И когда человек уверен в своём профессионализме, он такого рода выпады в свой адрес переживает, как правило, легко. В конце концов что ему мешает найти другого, более способного и знающего начальника? Рынок труда в России сегодня – как никогда широкий. Разумеется, не без перекосов: одни специалисты в дефиците, а других – переизбыток. Об этом вы прочтёте в рассказах о профессиях, что в этой книге. Там по каждой дана характеристика востребованности на отечественном рынке труда, включая перспективу на ближайшее десятилетие. Сейчас мы говорим о другом – о том, насколько важно не ошибиться.

И насколько важно вообще этим вопросом – целенаправленного, ответственного выбора профессии – заниматься. Причём чем раньше этот процесс начать, тем лучше. Я бы вообще советовал эту книгу читать, во-первых, от корки до корки, не «прыгая» по профессиям и отраслям. Я считаю, что как можно более подробное представление нужно иметь о как можно большем количестве профессий разного характера и даже совсем не связанных между собой. Ибо, чем полнее и объективнее человек о предметах своего выбора информирован, тем больше у него возможностей не ошибиться в выборе. Это правило универсально, и профессий касается тоже.

Хуже всего выбирать, когда выбор невелик. Как нередко говорят люди, которые уже к старости поняли, что всю жизнь работали не там и не тем: мы пошли, мол, на эту специальность за неимением выбора.

Но у поколений ваших отцов и матерей выбор был действительно меньшим, чем у вас. У ваших дедушек и бабушек – ещё меньшим. А у их родителей – совсем его, считай, и не было. Так если вам есть из чего выбирать, почему бы не выбрать по душе? Почему бы, прежде чем в абитуриентской суете, когда времени на выбор уже, считай, не остаётся, впопыхах подать документы с другом (подругой) за компанию (или просто в ближайший к дому колледж, а то и вовсе туда, где за абитуриента «вцепляются мёртвой хваткой» – просто потому что нужно набрать курс) – почему бы заранее, хотя бы года за два до планируемого ухода из школы, всерьёз не озаботиться выбором будущей профессии?

Во-вторых, я советую читать не торопясь, как можно более внимательно, вдумчиво, не стесняясь обсуждать прочитанное со своими родителями, учителями, старшими братьями-сёстрами, другими взрослыми людьми, которым небезразлична ваша судьба. В таком деле лучше не торопиться. Поспешишь – людей насмешишь. Неспроста наши предки придумали эту пословицу. В ней – мудрость и опыт целых поколений, и это я говорю не ради красного словца.

Но я ещё хочу сказать, что в-третьих. Так вот, в-третьих, я бы советовал не ждать, когда выпускные экзамены уже «не за горами», а приступить к ознакомлению с профессиями заблаговременно. А поскольку кто-то покидает школу уже после девятого класса и далеко не всегда заранее знает, кем он хочет стать, где учиться и даже сколько классов закончить прежде чем со школой распрощаться, то вернее будет начать изучение современных профессий, включая и те, о которых, казалось бы, и так знаешь хорошо (что на самом деле, увы, далеко не так), классе в седьмом-восьмом. В девятом будет уже некогда – все мысли будут заняты подготовкой к выпуску. К чему допускать какой-либо спешки?

Да, в седьмом классе тема будущего дела своей жизни далеко не всем интересна (у тинейджеров и поважнее дела имеются), к тому же много читать не хочется, когда и так надо к урокам готовиться, с друзьями пообщаться да в компьютерные битвы «порубиться». Поэтому я обращаюсь к взрослым людям, которым далеко не всё равно, что в итоге выберет и кем станет сын или дочь, внук или внучка, младшие братишки или сестрёнки, племянники или племянницы. Да ведь вам и самим интересно, какие в XXI веке есть профессии, насколько они надёжны для содержания семьи, чем отличаются друг от друга и что в них есть такого, что со стороны незаметно.

Кстати, я сторонник философии, согласно которой найти своё призвание никогда не поздно. Многие люди свою детскую мечту воплощают, уже фактически выйдя на пенсию. Неважно, что слишком долго их мечта осуществлялась – важно, что она осуществилась. Кто её достиг, тот меня сразу поддержит в этом мнении.

Но сейчас я просто размышляю вслух о том, что эту книгу вполне могут с интересом прочитать и родители школьников, которым скоро предстоит выбирать. Я не к тому веду, что стоит выбрать профессию за парня или девушку и категорично настоять идти учиться именно в специализирующийся на этой профессии вуз или колледж. Помочь выбрать профессию – дело другое.

В продолжение темы:
Эффективность

В пятницу ранним утром в аул Тахтамукай, где на днях в одной из местных школ разгорелся скандал, приехала комиссия из Министерства образования Адыгеи. Ходом проверки руководил...

Новые статьи
/
Популярные